"Ақмола облысы білім басқармасының Ақкөл ауданы бойынша білім бөлімі Домбыралы ауылы Горький атындағы жалпы білім беретін мектебі" КММ
КГУ "Общеобразовательная школа имени Горького села Домбыралы отдела образования по Аккольскому району управления образования Акмолинской области"

әлеуметтік желілер


әлеуметтік желілер

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Преемственность в работе детского сада и школы по математическому развитию детей

16.01.2017

Преемственность - это связь,

предполагающая с одной стороны направленность воспитательно-образовательной

работы детского сада на те требования, которые будут предъявлены детям в школе,

с другой стороны опору учителям на достигнутый дошкольный уровень развития, на

знания, опыт детей и использование этого в учебно-воспитательном процессе

школы.

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений,

сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и

познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к

интеллектуальному, в частности математическому, развитию детей. С целью

совершенствования подготовки всех детей шестилетнего возраста к школе

организуются подготовительные классы при школах, подготовительные группы в

детских садах.

Обеспечение более высокого уровня математического развития детей,

поступающих в первый класс, их предварительная подготовка, безусловно,

существенно влияют на качество усвоения учебного материала в школе. Поэтому

такое серьезное внимание уделяется правильной организации учебно-воспитательной

работы в детских садах, особенно в старшем дошкольном возрасте.

Программа работы в подготовительной группе является частью единой системы

обучения математике и развития интеллекта детей, которая предполагает занятия с

двух лет. В старшей группе содержательным ядром программы является формирование

представления о числе как о точке числовой прямой. Большое значение придается

развитию образного мышления и абстрактного воображения детей, воспитанию

интереса и "вкуса" к математике как совершенно особой области

человеческого знания. С этой целью предлагаются творческие задания, включенные

в продуктивные виды деятельности как средство усвоения и присвоения

математического содержания.

Можно сказать, что работа по этому разделу преследует две цели: первая

связана с подготовкой детей к поступлению в школу и обучению в ней, вторая - с

развитием интеллекта и воображения. Проведем Сравнительный анализ программных

задач по математике в ДДУ и в 1 классе

Возраст

Показатели усвоения материала

6 год жизни

▪      Числа 1-го десятка. Обозначать кол-тво

соответствующей цифрой.

▪      Знать состав числа в пределах 5.

▪      Сравнивать числа, устанавливать равенство

и неравенство. Формировать понятие про пару. Делить геометрические фигуры на

2-4 равные части. Группировать и классифицировать предметы по количеству.

Использовать условную мерку.

▪      Ориентироваться в пространстве

относительно себя и других объектов. Пользоваться планом, схемою.

Последовательно называть дни недели, знать, какой день был вчера, сегодня,

завтра.

7 год жизни

▪      Понимать взаимоотношения между числами до

20. Знаки +,=, –.

▪      Знакомить с составом чисел: из единицы и

двух меньших (в пределах 10.), структурой простых арифметических задач.

▪      Считать предметы, расположенные хаотично,

по кругу, считать группами: (парами, тройками, пятёрками).

▪      Называть числа по порядку до какого-либо

числа (в пределах 20).

▪      Выполнять действия сложения и вычитания.

▪      Решать арифметические задачи и примеры,

пользуясь карточками с цифрами и знаками.

▪      Расширять знания про многоуг-ки: треуг-ник,

четырёхугольник и т.д.

▪      Называть и показывать элементы (стороны,

углы, вершины).

▪      Делить геометрические фигуры, предметы на

2, 3, 4, 5 и так далее

 

ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ 1 КЛАСС  (Основные

требования к знаниям и умениям учащихся)

Учащиеся должны знать:

-       название и последовательность чисел

от 1 до 20, место 0 в расширенном ряде чисел.

-       название компонентов действий

сложения и вычитания.

-       переместительное свойство сложения.

-       таблицы сложения и вычитания чисел

в пределах 10.

-            

единицы длины (см, дм, литр, кг)

-       количество дней в неделе, в месяце

4 недели, в году 12 месяцев.

Учащиеся должны уметь:

-       считать предметы, которые

по-разному расположены на плоскости.

-       читать, записывать и сравнивать

числа в пределах 20.

-       называть последующее и предыдущее в

пределах 20.

-       составлять и решать примеры на

сложение и вычитание в пределах 10 ,- в пределах 20, пользоваться знаками и

обозначениями +, –, =;

-       решать простые арифметические задачи

на одно действие с помощью сложения и вычитания.

-      составлять задачи по рисункам и

практич-м действиям с предметами.

-       иметь понятия о геометрических

фигурах: прямая, ломаная, кривая, луч, отрезок. Строить отрезок с помощью

линейки. Сравнивать многоугольники между собой, классифицировать их по

различным признакам. Различать положение предметов в пространстве (вверху,

внизу, слева, справа, посередине.) Пользоваться планом, схемою.

Ориентироваться на листе бумаги, на странице, в тетради, в книге.

-       ознакомиться с календарем (месяц,

неделя, год, день.); определять время по часам с точностью до получаса.

Как показывает анализ современных программ по математике для первого класса

и дошкольного учреждения, в их содержании достигнута значительная

преемственность. Характерно, что программы строятся на теоретико-множественной

основе. Центральным понятием, с которым знакомятся дети и в детском саду, и в

школе, является множество, а основным методом обучения - метод одновременного

изучения взаимообратных действий.

         В программе по математике

условно можно выделить пять разделов:

-        знания о количестве и счете,

-        размере,

-        форме,

-        пространстве,

-        времени.

Усвоение программы,  обеспечивает

выпускникам дошкольных учреждений уверенное овладение математикой в школе. Так,

для усвоения знаний первой темы программы в первом классе «Десяток» дети имеют

достаточный уровень знаний. Они умеют хорошо считать предметы, звуки, движения,

хорошо усвоили названия, последовательность и обозначение первых десяти чисел

натурального ряда. Формирование понятия числа и арифметических действий над

ними осуществлялось в детском саду и продолжается в первом классе на основании

практических операций с разными конечными множествами. Этому способствует опыт,

приобретенный детьми ранее.

В первом классе идет дальнейшее углубление знаний об отношениях между

смежными числами натурального ряда, закрепляются навыки установления

взаимооднозначного соответствия между элементами двух множеств накладыванием,

прикладыванием и сравнением чисел.

В детском саду уделяется внимание развитию специальной терминологии:

названиям чисел, действий (прибавления и отнимания), знаков (плюс, минус,

равно). В школе углубляется процесс обогащения речи детей специальными

терминами. Дети усваивают названия данных и искомых, компонентов действий

сложения и вычитания, учатся читать и записывать самые простые выражения и т.д.

Важное значение для изучения школьного курса математики имеет своевременное

ознакомление дошкольников с арифметическими задачами и примерами. Выпускники

детских садов уже усвоили математическую сущность задачи, понимают значение и

содержание вопросов задачи, правильно отвечают на них, выбирают и аргументируют

выбор арифметического действия. В детском саду начинается, а в первом классе

продолжается усвоение детьми таблицы сложения и вычитания в пределах десяти на

основе знаний состава числа из двух меньших. Кроме того, в первом классе дети

знакомятся с отдельными случаями сложения и вычитания, когда одно из числовых

данных равно нулю.

Изучая тему «Десяток», первоклассники углубляют свои знания о

геометрических фигурах, и прежде всего о многоугольниках (треугольниках,

четырехугольниках и т.д.) и их элементах (стороны, углы, вершины). Начальные

знания об этом получены в детском саду. Они уже умеют выделять форму окружающих

предметов, используя при этом геометрическую фигуру как эталон. Опираясь на

материальные объекты вокруг, модели и изображения фигур, дети сравнивают,

сопоставляют фигуры между собой, а это способствует развитию индуктивного и

дедуктивного мышления, формирует умения делать простейшие выводы. Особенно

важно в этом возрасте — обеспечение целенаправленного и достаточно полного для

этого уровня познания анализа фигуры, на основе которого выделяются

существенные признаки

Первоклассники учатся выделять прямые и непрямые углы, чертить отрезки

разной длины, изображать геометрические фигуры в тетрадях в клетку. Готовились

они к этому еще в детском саду.

Положительно влияют на формирование знаний о числе представления детей о

непрерывных величинах, что предусмотрено программой детского сада, а также

навыки в измерении условной мерой и такими общепринятыми мерами, как метр,

литр, килограмм. В первом классе дети продолжают измерять протяженность, массу,

вместимость, объем. Постепенно, начиная с детского сада и продолжая эту работу

в школе, детей подводят к пониманию функциональной зависимости между измеряемой

величиной, мерой и результатом измерения (количеством мер). Все эти знания

расширяют понятие о числе, развивают мышление ребенка, его интересы и

способности.

Однако современную школу не удовлетворяет формальное усвоение этих знаний и

умений. Дальнейшее обучение в школе обычно зависимо от качества усвоенных

знаний, их осознанности, гибкости и прочности. Поэтому современная дошкольная

дидактика направлена на отработку путей оптимизации обучения с целью повышения

этих качеств. Выпускники дошкольных учреждений должны осознанно, с пониманием

сути явлений уметь использовать приобретенные знания и навыки не только в

обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных

обстоятельствах (игра, труд) Одно из главных требований начального обучения к

математической подготовке заключается в дальнейшем развитии мышления

дошкольников. Математика - это глубоко логическая наука. Введение ребенка даже

в начальную элементарную математику абсолютно невозможно без достаточного

уровня развития логического мышления,  таких

качеств как активность, инициативность, любознательность, самостоятельность,

способность к самоконтролю и саморегуляции, овладение основными видами учебных

действий, готовность сенсомоторного аппарата, формирование наиболее важных

навыков и привычек.

Как видно из сравнительного анализа программ детского сада и первого

класса, программные требования образовательно-воспитательной работы

преемственно связаны между собой. Дошкольные работники должны хорошо знать

требования школы, при этом не только объем, содержание знаний, но и их

качественные особенности - государственный стандарт: какого характера знания и

умения необходимы первокласснику. Вместе с этим очень важно, чтобы учителя школ

достаточно четко представляли себе уровень подготовки детей к школе. В таком

случае учитель будет знать, на что ему опираться, от чего отталкиваться,

начиная работу по программе первого класса.

Преемственность заключается совсем не в том, есть ли в «Программе детского

сада» понятие «трапеция» или «обратная задача», а в том, умеет ли ребенок

анализировать данную фигуру и задачу, выделять в них существенные черты и

обобщать их

Новые методики разрабатываются соответственно с возрастными особенностями

дошкольников, их потребностью в игре, двигательной активности. Исходя из этого,

в методических рекомендациях к работе со старшими дошкольниками и учениками

первых классов широко используются дидактические игры, двигательные игры,

наглядное моделирование разных количественных отношений, реальные практические

действия, например с конкретными множествами, величинами: измерение, создание

сериационных рядов и транзитивных отношений. Разработка и экспериментальная

проверка методик опираются на данные о психологической диагностике динамики

общего интеллектуального развития старших дошкольников, а также на результаты

изучения состояния их здоровья, работоспособности и утомляемости.

Обучение детей началам математики строится так, чтобы, прежде всего, на

основании действий с конкретными множествами и формирования у детей знаний об

общих характеристиках формы, размере и количестве, потом учить их считать,

измерять, прибавлять и вычитать.

Весьма ценно в этих методиках то, что дети не просто получают определенную

сумму знаний по математике, а и значительно повышают уровень общего умственного

развития: приобретают умения и навыки воспринимать и понимать инструкцию

воспитателя, использовать ее в процессе работы, выполнять работу качественно и

контролировать результаты соответственно образцу. Значительные сдвиги

происходят и в характере обобщений, в них все больше начинают отражаться

существенные связи и отношения, например при решении арифметических задач, в

условиях обучения дети дошкольного возраста приобретают умения различать

существенные признаки объектов (цвет, форму, размер).

Обучение не только ускоряет переход детей от низших к высшим структурам

интеллектуальной деятельности, но, как считают психологи, является необходимым

условием их превращения. Новые структуры не просто приходят извне, они

вырабатываются в процессе обучения на основе тех, которые сложились раньше по

образцам, имеющимся в общественном опыте, усваиваемом детьми. Внешняя

стимуляция в этом процессе всегда действует через внутреннюю активность

ребенка.

Усвоение программы обеспечивает выпускникам дошкольных учреждений уверенное

овладение математикой в школе. В первом классе идет дальнейшее углубление

знаний по математике. Преемственность в работе детского сада и школы по

математике дает положительный результат в усвоении знаний детьми.

Просмотров: 691


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст