Преемственность - это связь,
предполагающая с одной стороны направленность воспитательно-образовательной
работы детского сада на те требования, которые будут предъявлены детям в школе,
с другой стороны опору учителям на достигнутый дошкольный уровень развития, на
знания, опыт детей и использование этого в учебно-воспитательном процессе
школы.
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений,
сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и
познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к
интеллектуальному, в частности математическому, развитию детей. С целью
совершенствования подготовки всех детей шестилетнего возраста к школе
организуются подготовительные классы при школах, подготовительные группы в
детских садах.
Обеспечение более высокого уровня математического развития детей,
поступающих в первый класс, их предварительная подготовка, безусловно,
существенно влияют на качество усвоения учебного материала в школе. Поэтому
такое серьезное внимание уделяется правильной организации учебно-воспитательной
работы в детских садах, особенно в старшем дошкольном возрасте.
Программа работы в подготовительной группе является частью единой системы
обучения математике и развития интеллекта детей, которая предполагает занятия с
двух лет. В старшей группе содержательным ядром программы является формирование
представления о числе как о точке числовой прямой. Большое значение придается
развитию образного мышления и абстрактного воображения детей, воспитанию
интереса и "вкуса" к математике как совершенно особой области
человеческого знания. С этой целью предлагаются творческие задания, включенные
в продуктивные виды деятельности как средство усвоения и присвоения
математического содержания.
Можно сказать, что работа по этому разделу преследует две цели: первая
связана с подготовкой детей к поступлению в школу и обучению в ней, вторая - с
развитием интеллекта и воображения. Проведем Сравнительный анализ программных
задач по математике в ДДУ и в 1 классе
Возраст |
Показатели усвоения материала |
6 год жизни |
▪ Числа 1-го десятка. Обозначать кол-тво соответствующей цифрой. ▪ Знать состав числа в пределах 5. ▪ Сравнивать числа, устанавливать равенство и неравенство. Формировать понятие про пару. Делить геометрические фигуры на 2-4 равные части. Группировать и классифицировать предметы по количеству. Использовать условную мерку. ▪ Ориентироваться в пространстве относительно себя и других объектов. Пользоваться планом, схемою. Последовательно называть дни недели, знать, какой день был вчера, сегодня, завтра. |
7 год жизни |
▪ Понимать взаимоотношения между числами до 20. Знаки +,=, –. ▪ Знакомить с составом чисел: из единицы и двух меньших (в пределах 10.), структурой простых арифметических задач. ▪ Считать предметы, расположенные хаотично, по кругу, считать группами: (парами, тройками, пятёрками). ▪ Называть числа по порядку до какого-либо числа (в пределах 20). ▪ Выполнять действия сложения и вычитания. ▪ Решать арифметические задачи и примеры, пользуясь карточками с цифрами и знаками. ▪ Расширять знания про многоуг-ки: треуг-ник, четырёхугольник и т.д. ▪ Называть и показывать элементы (стороны, углы, вершины). ▪ Делить геометрические фигуры, предметы на 2, 3, 4, 5 и так далее |
ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ 1 КЛАСС (Основные
требования к знаниям и умениям учащихся)
Учащиеся должны знать: |
- название и последовательность чисел от 1 до 20, место 0 в расширенном ряде чисел. - название компонентов действий сложения и вычитания. - переместительное свойство сложения. - таблицы сложения и вычитания чисел в пределах 10. - единицы длины (см, дм, литр, кг) - количество дней в неделе, в месяце 4 недели, в году 12 месяцев. |
Учащиеся должны уметь: |
- считать предметы, которые по-разному расположены на плоскости. - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20. - называть последующее и предыдущее в пределах 20. - составлять и решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10 ,- в пределах 20, пользоваться знаками и обозначениями +, –, =; - решать простые арифметические задачи на одно действие с помощью сложения и вычитания. - составлять задачи по рисункам и практич-м действиям с предметами. - иметь понятия о геометрических фигурах: прямая, ломаная, кривая, луч, отрезок. Строить отрезок с помощью линейки. Сравнивать многоугольники между собой, классифицировать их по различным признакам. Различать положение предметов в пространстве (вверху, внизу, слева, справа, посередине.) Пользоваться планом, схемою. Ориентироваться на листе бумаги, на странице, в тетради, в книге. - ознакомиться с календарем (месяц, неделя, год, день.); определять время по часам с точностью до получаса. |
Как показывает анализ современных программ по математике для первого класса
и дошкольного учреждения, в их содержании достигнута значительная
преемственность. Характерно, что программы строятся на теоретико-множественной
основе. Центральным понятием, с которым знакомятся дети и в детском саду, и в
школе, является множество, а основным методом обучения - метод одновременного
изучения взаимообратных действий.
В программе по математике
условно можно выделить пять разделов:
- знания о количестве и счете,
- размере,
- форме,
- пространстве,
- времени.
Усвоение программы, обеспечивает
выпускникам дошкольных учреждений уверенное овладение математикой в школе. Так,
для усвоения знаний первой темы программы в первом классе «Десяток» дети имеют
достаточный уровень знаний. Они умеют хорошо считать предметы, звуки, движения,
хорошо усвоили названия, последовательность и обозначение первых десяти чисел
натурального ряда. Формирование понятия числа и арифметических действий над
ними осуществлялось в детском саду и продолжается в первом классе на основании
практических операций с разными конечными множествами. Этому способствует опыт,
приобретенный детьми ранее.
В первом классе идет дальнейшее углубление знаний об отношениях между
смежными числами натурального ряда, закрепляются навыки установления
взаимооднозначного соответствия между элементами двух множеств накладыванием,
прикладыванием и сравнением чисел.
В детском саду уделяется внимание развитию специальной терминологии:
названиям чисел, действий (прибавления и отнимания), знаков (плюс, минус,
равно). В школе углубляется процесс обогащения речи детей специальными
терминами. Дети усваивают названия данных и искомых, компонентов действий
сложения и вычитания, учатся читать и записывать самые простые выражения и т.д.
Важное значение для изучения школьного курса математики имеет своевременное
ознакомление дошкольников с арифметическими задачами и примерами. Выпускники
детских садов уже усвоили математическую сущность задачи, понимают значение и
содержание вопросов задачи, правильно отвечают на них, выбирают и аргументируют
выбор арифметического действия. В детском саду начинается, а в первом классе
продолжается усвоение детьми таблицы сложения и вычитания в пределах десяти на
основе знаний состава числа из двух меньших. Кроме того, в первом классе дети
знакомятся с отдельными случаями сложения и вычитания, когда одно из числовых
данных равно нулю.
Изучая тему «Десяток», первоклассники углубляют свои знания о
геометрических фигурах, и прежде всего о многоугольниках (треугольниках,
четырехугольниках и т.д.) и их элементах (стороны, углы, вершины). Начальные
знания об этом получены в детском саду. Они уже умеют выделять форму окружающих
предметов, используя при этом геометрическую фигуру как эталон. Опираясь на
материальные объекты вокруг, модели и изображения фигур, дети сравнивают,
сопоставляют фигуры между собой, а это способствует развитию индуктивного и
дедуктивного мышления, формирует умения делать простейшие выводы. Особенно
важно в этом возрасте — обеспечение целенаправленного и достаточно полного для
этого уровня познания анализа фигуры, на основе которого выделяются
существенные признаки
Первоклассники учатся выделять прямые и непрямые углы, чертить отрезки
разной длины, изображать геометрические фигуры в тетрадях в клетку. Готовились
они к этому еще в детском саду.
Положительно влияют на формирование знаний о числе представления детей о
непрерывных величинах, что предусмотрено программой детского сада, а также
навыки в измерении условной мерой и такими общепринятыми мерами, как метр,
литр, килограмм. В первом классе дети продолжают измерять протяженность, массу,
вместимость, объем. Постепенно, начиная с детского сада и продолжая эту работу
в школе, детей подводят к пониманию функциональной зависимости между измеряемой
величиной, мерой и результатом измерения (количеством мер). Все эти знания
расширяют понятие о числе, развивают мышление ребенка, его интересы и
способности.
Однако современную школу не удовлетворяет формальное усвоение этих знаний и
умений. Дальнейшее обучение в школе обычно зависимо от качества усвоенных
знаний, их осознанности, гибкости и прочности. Поэтому современная дошкольная
дидактика направлена на отработку путей оптимизации обучения с целью повышения
этих качеств. Выпускники дошкольных учреждений должны осознанно, с пониманием
сути явлений уметь использовать приобретенные знания и навыки не только в
обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных
обстоятельствах (игра, труд) Одно из главных требований начального обучения к
математической подготовке заключается в дальнейшем развитии мышления
дошкольников. Математика - это глубоко логическая наука. Введение ребенка даже
в начальную элементарную математику абсолютно невозможно без достаточного
уровня развития логического мышления, таких
качеств как активность, инициативность, любознательность, самостоятельность,
способность к самоконтролю и саморегуляции, овладение основными видами учебных
действий, готовность сенсомоторного аппарата, формирование наиболее важных
навыков и привычек.
Как видно из сравнительного анализа программ детского сада и первого
класса, программные требования образовательно-воспитательной работы
преемственно связаны между собой. Дошкольные работники должны хорошо знать
требования школы, при этом не только объем, содержание знаний, но и их
качественные особенности - государственный стандарт: какого характера знания и
умения необходимы первокласснику. Вместе с этим очень важно, чтобы учителя школ
достаточно четко представляли себе уровень подготовки детей к школе. В таком
случае учитель будет знать, на что ему опираться, от чего отталкиваться,
начиная работу по программе первого класса.
Преемственность заключается совсем не в том, есть ли в «Программе детского
сада» понятие «трапеция» или «обратная задача», а в том, умеет ли ребенок
анализировать данную фигуру и задачу, выделять в них существенные черты и
обобщать их
Новые методики разрабатываются соответственно с возрастными особенностями
дошкольников, их потребностью в игре, двигательной активности. Исходя из этого,
в методических рекомендациях к работе со старшими дошкольниками и учениками
первых классов широко используются дидактические игры, двигательные игры,
наглядное моделирование разных количественных отношений, реальные практические
действия, например с конкретными множествами, величинами: измерение, создание
сериационных рядов и транзитивных отношений. Разработка и экспериментальная
проверка методик опираются на данные о психологической диагностике динамики
общего интеллектуального развития старших дошкольников, а также на результаты
изучения состояния их здоровья, работоспособности и утомляемости.
Обучение детей началам математики строится так, чтобы, прежде всего, на
основании действий с конкретными множествами и формирования у детей знаний об
общих характеристиках формы, размере и количестве, потом учить их считать,
измерять, прибавлять и вычитать.
Весьма ценно в этих методиках то, что дети не просто получают определенную
сумму знаний по математике, а и значительно повышают уровень общего умственного
развития: приобретают умения и навыки воспринимать и понимать инструкцию
воспитателя, использовать ее в процессе работы, выполнять работу качественно и
контролировать результаты соответственно образцу. Значительные сдвиги
происходят и в характере обобщений, в них все больше начинают отражаться
существенные связи и отношения, например при решении арифметических задач, в
условиях обучения дети дошкольного возраста приобретают умения различать
существенные признаки объектов (цвет, форму, размер).
Обучение не только ускоряет переход детей от низших к высшим структурам
интеллектуальной деятельности, но, как считают психологи, является необходимым
условием их превращения. Новые структуры не просто приходят извне, они
вырабатываются в процессе обучения на основе тех, которые сложились раньше по
образцам, имеющимся в общественном опыте, усваиваемом детьми. Внешняя
стимуляция в этом процессе всегда действует через внутреннюю активность
ребенка.
Усвоение программы обеспечивает выпускникам дошкольных учреждений уверенное
овладение математикой в школе. В первом классе идет дальнейшее углубление
знаний по математике. Преемственность в работе детского сада и школы по
математике дает положительный результат в усвоении знаний детьми.